В соответствии с Федеральным Законом №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и ст.16 Устава Каргатского района глава Каргатского района ежегодно представляет отчет о работе администрации за истекший год. Такие отчеты прошли почти во всех поселениях района, где главы также отчитались о проделанной работе в 2010 году. И тоги этой работы, результат ее — это результат наших совместных решений, совместных усилий, совместной работы.
Совершенно очевидно: свое видение проблем и задач мы формируем на основе анализа того, что уже сделано. Хочу обсудить с вами те наиболее серьезные вопросы, которые предстояло решать в 2010 году и что нам удалось сделать.
При этом подчеркну: понять, в чем же заключаются наши приоритетные цели, на что должны быть направлены основные усилия, сегодня, на мой взгляд, гораздо сложнее, чем еще несколько лет назад. Тогда все занимались больше всего текущими проблемами, связанными с преодолением социально-экономического кризиса — все это давалось очень нелегко, но все это было понятно по самой постановке вопроса.
В настоящее время мы вошли в новый период, который требует совершенно иного качественного развития всех сфер нашей жизни. Это заставляет четко осознать: мы не сможем правильно сформулировать и эффективно решить задачи этого года, если не поймем, не осознаем спокойно, цивилизованно - каковы результаты 2010 года, какие выводы нам надо сделать всем.
Мы не добьемся сколько-нибудь положительных результатов в развитии, если не создадим единое понимание итогов 2010 года. Сформировать такое понимание считаю важнейшей задачей 2011 года.
Нужны новые идеи, новые формы и методы работы. Не сам по себе процесс, а конкретный положительный результат, не устранение сиюминутных проблем, а создание условий для устойчивого повышения качества жизни людей, для устойчивого развития района — вот что должно стоять во главе угла всей нашей совместной работы.
Хочу отметить, что прошедший год для нас стал знаковым. Мы отметили 65-летие в Великой Победы. 14 марта 2010 г. на территории района состоялись выборы 100 депутатов представительных органов и 11 глав поселений, сформирован Совет депутатов Каргатского района второго созыва. Новый состав представительной и исполнительной власти приступил к работе. За это время между администрацией района, Советом депутатов района и главами поселений удалось выстроить конструктивные взаимоотношения. Порой в сложных дискуссиях рождаются совместные решения по наиболее животрепещущим проблемам, а их, поверьте, немало и, Вы тоже теперь о них знаете. Считаю , что в течении 2010 года местными органами власти проделана немалая работа по управлению процессами развития района. На прошедших 6 сессиях было рассмотрено 74 вопроса, из них 29 по социально-экономическому развитию района. Наиболее принципиальные из них- вопросы формирования и исполнения бюджета района, его социально-экономического развития, модернизации ЖКХ, размещения муниципального заказа и рекламы, об эффективном использовании муниципального имущества, было принято несколько положений, которые регламентируют нашу деятельность по таким вопросам, как- осуществление муниципального контроля, о прогнозировании, программах и планах развития района, о ревизионной комиссии и др. Много вопросов рассмотрено депутатами по организации деятельности самого представительного органа. Хотелось бы, в дальнейшем всех нас предостеречь от одного- не искать каких-то и чьих-то происков, во всем видеть «крамолу», исключить «всеобщую« подозрительность, недоверие и неискренность. Мы делаем одно дело, но у нас методы работы разные (так заложено в законодательстве), а населению это неважно, они ждут результат.
Уверен, что совместная, напряженная работа будет способствовать решению вопросов социально-экономического развития района в ближайшие годы.
К наиболее важным событиям ушедшего года можно отнести и выборы депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области пятого созыва, которые прошли 10 октября 2010 года. Выборы в Каргатском районе прошли в нормальной обстановке, в рамках правового поля. В настоящее время администрация района работает с вновь избранным депутатом Законодательного Собрания НСО по нашему округу №8 А.В.Морозовым с целью привлечения его ресурса к решению проблем нашей территории.
Мне сегодня хотелось бы нарушить обычный порядок отчета главы и начать его с организационной работы , в том числе работы с обращениями граждан.
Работа администрации спланирована в годовом , квартальном плане и регламенте работы заместителей главы администрации, управлений и отделов на каждую неделю.
За 2010 год принято - 896 постановлений администрации и 873 распоряжения по основной деятельности. Проведено 7 коллегий и 7 «часов контроля» при главе, более 20 совещаний с главами поселений.
Рассмотрены вопросы реализации районных целевых программ, реализация нацпроектов, исполнения бюджета Каргатского района, вопросы жизнедеятельности территории, отчеты отделов и управлений администрации о проделанной работе в области образования, здравоохранения, строительства, культуры и др. Большой блок вопросов рассмотрен по сельскому хозяйству – это подготовка к весенне-полевым, уборочным работам и организованному проведению зимовки скота, проведение мероприятий по недопущению заболеваний на территории района, исполнению национального проекта «Сельское хозяйство» и т.д.
В течении года в администрацию поступило - 3404 документа, подготовлено и отправлено- 3604 документа, это больше 2009 года на полторы тысячи. Поток входящей документации растет практически ежегодно. В течении года на контроле находилось 16 документов Губернатора НСО, исполнено и снято с контроля- 8 , остальные находятся в работе. По их исполнению подготовлено и отправлено 29 информаций. Документов главы администрации находилось на контроле-29, исполнено и снято с контроля-15 , находятся в работе на сегодня-14. Поручений главой администрации было дано-92, исполнено-71, на контроле -21 поручение. Исполнителями подготовлено 293 информации о выполнении поручений главы.
Одним из приоритетных направлений в деятельности администрации района является работа с обращениями граждан.
В последнее время прослеживается тенденция снижения числа обращений на имя главы: в этом году их поступило- 98 (в 2009 их было-121, а в 2008- более 300- когда особо стоял вопрос о земле). Основная тематика обращений- обеспечение жильем, ремонт жилья, строительство жилья). Это не просто «бумажная» работа, а документы, за которыми стоят люди и их нужды. Чтобы сократить время для выполнения обращений мы участвуем в программе информатизации услуг для населения. На днях в фойе здания администрации района установлен инфомат, где любой гражданин может получить ответ на многие возникающие вопросы. Это является предоставлением государственных и муниципальных услуг. Они должны способствовать решению задач информатизации, которая позволит более эффективно решать управленческие задачи и максимально сократить время, необходимое гражданам для получения той или иной информации. Сегодня нам крайне важно активно продвигаться в направлении, указанном Президентом, который включил развитие стратегических и информационных технологий в число пяти приоритетных направлений модернизации России.
На личном приеме у 12 глав местного самоуправления побывало за год-1205 граждан. Прием проводится, согласно постановлению губернатора каждую пятницу с 14-00 до 17-00 , личные приемы граждан другими должностными лицами проводятся ежедневно, работает общественная приемная главы администрации района.
Коллективных обращений за год было-18, повторных -1 (Шабатько), обращений в приемную В.В.Путина-2, Министерство строительства НСО-2, Министерство здравоохранения НСО-2 и в приемную губернатора НСО-3
Кроме этого прием ежедневно ведут руководители управлений и отделов.
В соответствии с Федеральным законом №131 у администрации района очерчен круг полномочий, которые являются основой нашей работы. В своем отчете мне хотелось остановиться на исполнении наиболее важных и каждодневных из них, а всего полномочий более 40.
Формирование и исполнение бюджета важнейшее из полномочий муниципального района.
Бюджет Каргатского района был сформирован в соответствии с действующим законодательством, исходя из основных параметров прогноза социально-экономического развития района и прогнозируемых индексов роста денежных доходов населения.
По итогам 2010 года план по доходам консолидированного бюджета Каргатского района выполнен на 98% и по расходам на 94,7% .
План по собственным доходам выполнен на 99,3%, рост к поступлениям 2009 года составил 108,2%.
Исполнение бюджета муниципального района за 2010 год составило по доходам 613,2 млн. рублей, из них собственных доходов – 31,1 млн. рублей, безвозмездных поступлений 582,1 млн. рублей.
В целом план поступления доходов в местный бюджет в 2010 году выполнен на 97,7%; по собственным доходным источникам - на 101,9 %, по безвозмездным поступлениям – на 97,5%.
В результате деятельности, направленной на увеличение доходного потенциала, в бюджет Каргатского района собственных доходных источников поступило на 3,2 млн. рублей больше утвержденного годового плана и на 3,5 млн. рублей больше, чем в 2009 году.
Объем собственных доходов в общем объеме доходов районного бюджета вырос с 27,1 млн.рублей в 2008 году до 31,1 млн.рублей в 2010 году за счет роста налогооблагаемой базы, увеличения фонда оплаты труда, уровня собираемости налогов, работы по рациональному и эффективному использованию муниципального имущества и земли.
В администрации района работает комиссия по взысканию задолженности по платежам в бюджет, на заседания которой приглашаются организации и индивидуальные предприниматели, проводится работа по вопросам уплаты текущих налогов, своевременной сдачи налоговой отчетности, погашения задолженности по налогам и арендной плате за землю. По результатам работы комиссии в бюджет района дополнительно поступило более 2 млн. рублей.
Расходная часть бюджета Каргатского района за 2010 год составила 586,7 млн.рублей, большую часть которого составляют расходы на социально-культурную сферу – 70,8 %.
Большая целенаправленная и квалифицированная работа проведена и в плане привлечения в бюджет Каргатского района средств из бюджетов других уровней для решения вопросов местного значения.
Так, из областного бюджета получены:
- субсидии в сумме 107,2 млн. рублей,
- субвенции на осуществление отдельных государственных полномочий в сумме 337,6 млн.рублей;
- иные межбюджетные трансферты в сумме 13,0 млн.рублей.
В 2010 году были поставлены и реализованы задачи, направленные на развитие и совершенствование отношений между бюджетами разных уровней.
Развитие межбюджетных отношений в 2011 году сохранит свою основную тенденцию - совершенствование уже действующих методик распределения финансовой помощи в условиях стимулирования деятельности органов местного самоуправления.
Другим важнейшим полномочием администрации района является создание условий для развития сельскохозяйственного производства в поселениях, расширение рынка сельхозпродукции, содействие развитию малого и среднего предпринимательства.
Предпринятые меры со стороны администрации района и сельхозтоваропроизводителей позволили получить результаты, о которых я хочу Вам доложить. Конечно, год был непростой по погодным условиям, по ценовой политике на сельхозпродукцию и только в конце 2010 года произошли изменения в ценах.
Основными задачами в области сельского хозяйства на 2010 год были: сохранение и устойчивое развитие сельскохозяйственного производства на базе существующих предприятий, сохранение скота и птицы в личных подсобных хозяйствах, увеличение производства сельскохозяйственной продукции и повышение уровня жизни населения.
Сельхозпроизводством в районе в 2010 году было занято 11 предприятий, 4 крестьянских (фермерских) хозяйства и более 5 тысяч личных подсобных хозяйств.
Производство валовой продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств в действующих ценах составляет 930,7 млн.рублей или 102,4 % к прошлому году.
Валовая продукция сельхозтоваропроизводителей составляет:
- 60,1 % или 559,3 млн.рублей - сельскохозяйственные предприятия,
- 3,2 % или 30,2 млн.рублей - крестьянских (фермерских) хозяйств,
- 36,7 % или 341,2 млн.рублей – ЛПХ.
В структуре валовой продукции;
- 70% (651,5 млн.рублей) составляет продукции животноводства и
- 30% - (279,3 млн.рублей) - продукция растениеводства.
В растениеводстве мы не сумели достичь уровня 2009 года по причинам: уменьшился в структуре посевов зерновой клин (на 3,6 тыс. га меньше 2009г.), так как ООО »Алабугинское» к севу не приступали, а в других хозяйствах сокращение зерновых культур компенсировали увеличением посевов кормовых культур для нужд животноводства. Однако успехи в полеводстве есть и мы надеемся, что в 2011 году они будут в результате проведенной работы: есть 6 тыс. ц семян, 70% подготовленной земли- это зябь и пары; приобретено 47 единиц новой техники, часть из которой в уборку прошедшего года показала себя достойно.
Лучших результатов на уборке урожая добились в ЗАО «Озерское» (рук. Гайдук С.А.), полеводы собрали 23% всего зерна в районе, при урожайности 21 ц с гектара. Неплохо поработали в ЗАО «Кубанское» (рук. Ляхов А.Г.) , ООО «Агро» (рук.Зверев А.А.) и ООО «Нива» (рук.ЧерепановА.М.). На их полях работает современные высокопроизводительные трактора, комбайны и сельхозмашины, что дает возможность сократить не только технологические операции и трудовые ресурсы, но и экономить затраты на производство (они снижены к уровню 2009 г. и составили-83,2%)
Непростым год стал для животноводов района. В результате нехватки финансовых средств хозяйства прибегали к вынужденному забою скота, потеряно 3,5% поголовья к 2009 году. Естественно снижено производство мяса (93,4% к уровню 2009 года). Валовое производство молока составило 89,5% к 2009 году, надой на фуражную корову остался практически тем же, что и в 2009 году.
Эта ситуация заставила переходить на современные технологии и уже немало сделано, в частности, практически все хозяйства перешли на технологию «холодного метода» содержания молодняка до 3-х месячного возраста, построено и реконструировано 12 телятников на 1180 голов, Эта работа проделана в ЗАО «Кубанское» и «Озерское». В ООО «Агро» построено 2 помещения на 500 голов молодняка, приобретены и смонтированы новые молокопроводы в ЗАО «Кубанское» и «Озерское». Приобретены охладители молока. Кроме этого рост цен на сельхозпродукцию в конце 2010 года должен нам позволить в этом году рассчитывать на движение вперед. Я уверен в том, что предпринимаемые нами меры дадут результат, управленческие решения специалистов продуманы и верны.
Администрацией Каргатского района при содействии Министерства сельского хозяйства НСО разработана «Программа развития приоритетных направлений в животноводстве на 2011-2013 г.г.», главная цель программы: увеличение поголовья КРС за счет строительства новых коровников в ООО «Агро», фермерском хозяйстве Грибкова и реконструкции коровника в ЗАО «Озерское» и, в конечном, увеличение производства продукции.
Особое внимание было уделено переработке продукции . В 2011 году завершится строительство и начнет работать цех по переработке и фасовке молока в КФК Грибкова, планируется увеличение производственной мощности в цехе по переработке мяса в ООО «Нива». Однако этого мало, этим проблему переработки мы не решим, необходимо принятие новых шагов.
В птицеводстве района, проведенная технологическая модернизация, позволит нашей птицефабрике обеспечить более высокий экономический уровень производства, который по объективным причинам был несколько ниже уровня 2009 года. Мы уверены, что слаженный и работоспособный коллектив предприятия выйдет на нужный рубеж.
Увеличилось поголовье свиней в ЛПХ, кроме всего прочего, этому способствовала организация торговли зерном в г.Каргате, была оказана поддержка из областного бюджета для покупки молодняка свиней. Привлекательным для населения стало овцеводство, поголовье овец и коз в личных хозяйствах граждан возросло на 19%.
Выручка от реализации сельхозпродукции составила-545 млн.рублей или 110,5% к уровню 2009 году.
Из 11 действующих сельхозпредприятий-10 сработали с прибылью-33,8 млн.руб., убытки только в ООО «Маршанское». Финансовый результат производственной деятельности составил -23,3 млн. рублей или 103,6% к 2009 году.
Инвестиции в основной капитал за счет всех источников составили - 89 млн. рублей, сельхозпредприятиям оказана существенная поддержка по программам федерального и областного уровня в сумме более 40 млн. рублей.
Предприятия получили поддержку по многим целевым программам, таким как «Развитие мясного скотоводства в НСО», «Техническое переоснащение сельхозтоваропроизводителей НСО», «Развитие малых форм хозяйствования», «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия в НСО» и других.
Серьезной проблемой для сельского хозяйства остается нехватка кадров. Непривлекательность сельского труда, непростой быт и низкая зарплата способствует оттоку трудоспособного населения из сельского хозяйства, хотя заработная плата повысилась на 786 рублей и составила-6652 рубля. Как отметил в своем выступлении на сессии Законодательного Собрания НСО Губернатор Новосибирской области В.А.Юрченко- нужна комплексная программа развития сельских территорий.
Основная часть работающих – это 50 и более лет, остро нужны молодые специалисты и представители рабочих профессий. В 2010 году в сельском хозяйстве было занято 1093 человека, специалистов высшего звена-36 (нужно-50), молодых специалистов (до 30 лет) работает всего-7 человек, принято за год -3 молодых специалиста. В сельхозпредприятиях практически не налажена учеба кадров, хотя внедрение новой техники требует новых знаний, повышения квалификации. Управлению сельского хозяйства вместе с руководителями надо обратить пристальное внимание на кадровое планирование и профессиональную учебу, уйти от сиюминутного решение задач, помня о перспективах развития сельского хозяйства, другого выхода и времени у нас просто нет.
В целом, главной отрасли районной экономики есть над чем работать, задачи ясны, есть мудрые руководители и специалисты, мы в них верим и надеемся. Что касается поддержки- мы готовы отстаивать ваши производственные интересы и готовы к сотрудничеству.
Нельзя обойти вниманием полномочия района, касающихся вопросов строительства, бытового и торгового обслуживания, ситуации на рынке труда, земельных отношений и инвестиций.
Общий объем розничного товарооборота, включая общественное питание, приближается к 1 млрд.рублей. Активно в этом направлении работают предприятия потребительской кооперации, где за год, товарооборот увеличился на 19% . На 13% возрос показатель розничного товарооборота в расчете на одного проживающего. Возросли платные услуги населению. Одной из проблем сфере бытовых услуг является слабо развитая сеть в селах. Большинство объектов сосредоточено в городе. Из 10 сельских поселений развитие есть только на территории Беркутовского и Суминского сельсоветов. С целью решения данной проблемы принята районная целевая программа по развитию бытового обслуживания Каргатского района, в которой приоритет отдан развитию услуг на селе.
Управлением экономического развития, имущества и земельных отношений подготовлено и заключено 40 договоров аренды на земельные участки. В течение 2010 года по земельным вопросам обратилось 277 человек. Поступило арендной платы 1,4 млн.руб. за использование земельных участков на территории Каргатского района.
Подготовлено и заключено 37 договоров купли – продажи земельных участков на общую сумму 54,9 тыс. руб.
Передано бесплатно 18 земельных участков гражданам согласно закона Новосибирской области «Об использовании земель на территории Новосибирской области» №108-ОЗ от 14.04.2003г. Проводилась постоянная работа по взаимодействию с департаментом имущества и земельных отношений Новосибирской области, Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Новосибирской области Каргатский отдел, с подразделениями ФГУ «Земельная кадастровая палата» по НСО, с организациями по технической инвентаризации недвижимого имущества, с подразделениями органа по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Проводилась работа по формированию земельных участков для строительства антенно-мачтовых сооружений сотовой связи и размещение контейнеров аппаратных ЗАО «Мегафон», ЗАО «Теле2» в МО Карганском.
Осуществлялась работа с должниками по погашению задолженности по арендной плате за использование земельных участков в 2009, 2010году, Было подготовлено и вручено около 500 уведомлений арендодателям.
Во все сферы экономики района за год инвестировано 457 млн.рублей. В районе осуществлялось строительство жилья и объектов соцкультбыта. Введено в эксплуатацию 35 домов или 97 квартир, общей площадью 4779 кв.метров, в том числе 1,3 тыс.квадратных метров за счет средств индивидуальных застройщиков. План строительства жилья перевыполнен на 84%. На территории Карганского сельсоветов с привлечением средств работодателя построено 3 квартиры. По программе переселения граждан из аварийного жилья, в городе Каргате построен 24-х квартирный жилой дом. Введен в эксплуатацию 4-х квартирный жилой дом на территории Верх-Каргатского сельсовета. Построен одноквартирный дом в ЗАО «Озерское».
По программе «Обеспечения жильем ветеранов ВОВ» жилье получили 58 человек. Построено 39 жилых помещений, в том числе 3 индивидуальных жилых дома в с.Набережное.
Среди социально значимых введенных объектов в 2010 году - пристройка к школе №2, общая площадь объекта 2040 кв.метров. Продолжались работы на объекте «Защита от подтопления и затопления территории г.Каргата». С целью открытия дополнительных групп дошкольного образования ведутся работы по реконструкции технического здания под размещение детского сада на 30 мест в г.Каргате (освоено более 13 млн.руб). Проведен ремонт мягкой кровли крыши и заменены инженерные коммуникации в подвале центральной районной больницы. Выполнен капитальный ремонт библиотеки и районного Дома культуры. По программе «Школьное окно» в двух школах района установлено 170 окон (стоимость -3,3 млн.руб). В рамках развития направления по строительству индивидуального жилья в сельской местности государственную поддержку на строительство индивидуального жилья в сельских поселениях получили 7 семей. На вторичном рынке жилья оформлены документы на 20,7 млн.рублей.
За год газифицировано 430 домовладений, введена в эксплуатацию блочно-модульная газовая котельная в с.Первотроицк. Всего в районе пользуется газом 1241 домовладение, на газ переведено 26 теплоисточников, построено 58,8 км сетей газопровода низкого давления, в том числе 20,8 км на селе.
Предприятиями ЖКХ проведена значительная работа по подготовке и своевременному началу отопительного сезона, сформированы запасы топлива на отопительный сезон. На объектах проведен ремонт и замена оборудования. На подготовке жилищного фонда освоено 28,5 млн.рублей; на объектах теплоснабжения 11,9 млн.рублей; на объектах водоснабжения 11,8 млн.рублей.
В рамках региональной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, с привлечением средств собственников многоквартирных домов проведен ремонт 13 домов в г.Каргате. В районе создана единая управляющая компания по оказанию жилищно-коммунальных услуг «Служба заказчика ЖКУ», в состав которой вошли сельские поселения. Из Фонда модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области району была предоставлена на безвозмездной основе финансовая поддержка в сумме 4,8 млн.рублей для долевого финансирования тепло-водосетей в с.Набережное.
Организацией предоставления общедоступного и бесплатного начального общего среднего образования, дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования, а также организацией отдыха детей в каникулярное время занимаются школы, дошкольные учреждения . учреждения дополнительного образования.
Численность учащихся и воспитанников: школах– 2137, дошкольных учреждениях – 504 человек. Выпускников 11 класса – 165. Медалистов: 4 – золото , 3 – серебро.
На 01.01.2011 года очередность детей в дошкольные образовательные учреждения составляет 261 человек: 11 детей в сельской местности (с.Верх-Каргат), 250 детей по городу. Необходимо дополнительное строительство детского сада на 100-120 мест, чтобы снизить очередность по городу. Открытие ЛТЦ под здание детского сада «Радуга» на 30 мест произойдет в 1-м полугодии 2011.
Прошли лицензирование 2 школы (Муснская и Озерская) и 4 дошкольных учреждения. В установленном порядке аккредитовано 9 школ и 3 дошкольных учреждения.
Разработан ряд нормативно-правовых документов в сфере образовании. Прошла проверка управлением лицензирования, аккредитации, контроля и надзора Минобрнауки Новосибирской области 32 образовательных учреждений Каргатского района на соответствие требованиям лицензионных условий. 24 учреждения не имели существенных замечаний, 19 из них были положительно отмечены комиссией, 5 получили предписания.
Проведена итоговая аттестация выпускников 11 класса в форме ЕГЭ. Аттестаты получили 98% выпускников, что выше уровня 2009 года.
С учащимися школ проведены мероприятия в соответствии с планами работы школ в полном объеме.
Учащиеся принимали участие в конкурсах федерального и областного уровня.
В летний период было занято – 95% от общего количества обучающихся.Для работы летних лагерей бюджетами разных уровней выделено более 2,3 млн.рублей.
В 2010 году было трудоустроено в летний период 211 старшеклассников ,на трудоустройство школьников выделено более 700 тыс. рублей.
Охват горячим питанием учащихся составил - 98%. Питание в 13 школах
одноразовое, в 7-х - двухразовое. Осуществляется подвоз учащихся к 10 школам.
В школах в учебном процессе задействовано 252 компьютера, оснащённость – на 1 компьютер -9 обучающихся.
На базе ММЦ устойчиво работает видеоконференцсвязь. Школами получено-1автобус «Газель» ( Озёрская СОШ) и кабинет технического труда ( КСШ №3)
Другим основополагающим полномочием района является оказание первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов.
Основной целью здравоохранения является сохранение и укрепление здоровья населения, обеспечение доступности и качества помощи. В районе работает несколько программ по развитию здравоохранения по направлениям. В рамках продолжения работы по национальному проекту «Здоровье» произошли существенные изменения: приобретено новое современное оборудование, 3 автомобиля «скорой помощи», сделаны капитальный и текущие ремонты помещений, всего на эти цели израсходовано 4,2 млн. рублей, повысился уровень оказания первичной медицинской помощи. Снизилась заболеваемость по болезням кровообращения, органов пищеварения, туберкулезу и некоторым другим. Объем оказанной медицинской помощи населению составил более 5 млн.рублей. укомплектованность врачами составляет 77%, средним персоналом-97%. В медицинском университете на контрактной основе обучается 11 человек жителей нашего района, мы надеемся, что часть из них вернется к нам. За последние годы приобретено 3 квартиры, хотя это крайне мало. Объем амбулаторно-поликлинической помощи составил-152596 посещений, это больше, чем в прошлые годы. Дополнительную диспансеризацию прошли-917 человек. Скорой помощью обслужено вызовов-8248., для этого работает 8 фельдшерских выездных бригад. Медицинскую помощь сельскому населению оказывает 31 ФАП и 3 участковых больницы. Всего посещений на селе-59155, что выше прошлого года. Отмечая работу по оказанию медицинской помощи женщинам, беременным и родильницам надо сказать, что повысился уровень рождаемости ( 225детей) , заработал родовой сертификат, оказание помощи женщинам стало лучше.
Завершая разговор о здравоохранении необходимо отметить недостатки, над которыми предстоит работать - нехватка врачей, замена устаревшего оборудования, создание единой компьютерной сети больницы, улучшение общего порядка в больнице, принятие дополнительных мер по пропаганде здорового образа жизни.
Администрация района в течении года занималась созданием условий для развития культуры, физической культуры, массового спорта, организацией проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, а также мероприятий по работе с детьми и молодежью.
В сфере культуры, спорта и молодежной политики год прошел под знаком высокой активности и результативности. На заседании коллегии Министерства культуры работе отрасли дана хорошая оценка Учреждениями культуры проведено более 6 тыс. мероприятий. Работает 171 клубное формирование, в которых занимается 1813 человек. Библиотеки посетили более 14 тыс. человек, а книговыдачи составили-303 тысячи экземпляров. Проведено 8 межпоселенческих фестивалей, кроме этого прошло 4 мероприятия областного уровня. Наши участники самодеятельности получили немало наград и званий. Администрация района участвует в областных программах по развитию культуры, в том числе по проведению ремонтов, получены значительные суммы для ремонта и содержания учреждений культуры. Проведенные работы позволили учреждениям культуры выглядеть современно и привлекательно.
Физкультурники и спортсмены района также приняли участие и заняли целый ряд призовых мест . Это соревнования российского, областного и межрайонного уровней. Наиболее высоки наши успехи в армспорте, волейболе, баскетболе, неплохо развивается футбол, хоккей и др. Всего в спортивных соревнованиях приняло участие 3600 человек.
Основным направлением в работе с молодежью в 2010 году было- проведение военно-спортивных игр, месячник по пропаганде здорового образа жизни, военно-патриотическое воспитание, работа с ветеранами и др., было проведено 32 значимых мероприятия. Активность молодежь проявила во время местных выборов весной 2010 года.
Вместе с тем пока не удалось решить проблемы, которые стоят на повестке дня не первый год. Среди них- недостаток финансовых средств, слабость материально-технической базы, отсутствие современного инвентаря и оборудования, состояние книжного фонда, нехватка спортивной базы. В программе работы в 2011 году администрация намерена обратить существенное внимание на решение этих проблем.
Организация охраны общественного порядка на территории района.
За прошлый год проведенная работа отделом внутренних дел позволила улучшить оперативную обстановку в районе. Снижен уровень преступности в районе на 13,2% на бытовой почве, в состоянии опьянения и лицами, ранее судимыми, не отмечено фактов терроризма. Уменьшилось количество особо тяжких преступлений (на 20%). Наполовину сократилась экономическая преступность, выявлено- 7 преступлений. Объем преступлений, совершенных в общественных местах уменьшился на 20%, на улице число преступлений осталось на прежнем уровне.
Под постоянный контроль взято состояние антитеррористической защищенности объектов особой важности (школы, детские сады, больница, транспорт). Важнейшей причиной преступности является незанятость населения, пьянство и наркомания. В 2010 году не удалось снизить преступность на улице, увеличилось число краж чужого имущества и грабежей. Возросла подростковая преступность, и что самое тревожное- резко возросла групповая подростковая преступность (значительный прирост дало училище №1). Преступления совершили 32 подростка, трехкратный рост преступности среди 14-15-летних подростков. Не теряет своей актуальности проблема обеспечения личной безопасности граждан, основная часть преступлений носит рецидивный характер.
Отделу внутренних дел совместно с общественными формированиями удалось сделать немало, однако работы в 2011 году много, надеемся, что реформирование системы МВД даст положительный эффект.
Федеральным законодательством к полномочию района также отнесены и другие вопросы - по некоторым хотелось бы сказать несколько слов, хотя бы тезисно.
Вопросы поддержки социально незащищенных граждан постоянно находятся в поле зрения исполнительного органа местного самоуправления. Всего помощи населению из областного бюджета оказано на 12млн.920 тыс.рублей, из местного бюджета-210 тыс. рублей. Из внебюджетных источников получено для содержания филиалов «Отделения милосердие для престарелых и инвалидов» -более 700 тыс. рублей. Кроме этого социальная служба занималась в течении года- обслуживанием граждан пожилого возраста (212 чел.), малообеспеченного населения-4117 граждан (22,7% от населения района), инвалидов (1471 –взрослых и 57- детей ), вопросами соцподдержки семьи, материнства и детства( на учете-930 семей), в которых воспитывается 1604 ребенка. Важным вопросом в работе была профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. На начало года на учете состояло-96 кризисных семей, в которых проживает 183 ребенка; снято с учета-34 семьи(в них-60 детей).Общее количество неблагополучных семей снизилось на 10%. Организацией оздоровления и отдыха детей было охвачено-1750 детей, как и в 2009 году, на эти цели израсходовано-872,0 тыс. рублей. В целом, эта сфера работает в соответствии со своими обязанностями , выполняет важную социальную функцию.
Несколько слов о формировании и размещении муниципального заказа.
В течении года проводилась подготовка документации по закупкам продукции, работ, услуг для муниципальных нужд, формирование архива по конкурсным, аукционным, котировочным процедурам муниципальных закупок, публикация и размещение информации а газете и сайте Новосибирской области. Подготовлено 92 нормативных акта о размещении заказов, подготовлено и проведено 148 заседаний Единой комиссии по размещению заказов. Всего размещено заказов на сумму почти 90 млн. рублей, заключено контрактов на сумму 84,2 млн. руб., экономия бюджетных средств составила более 5 млн.рублей. За год обоснованных жалоб от участников размещения заказов на действие (бездействие) уполномоченного органа по размещению заказов не поступало.
Говоря об опеке и попечительстве (полномочие, переданное нам государством) надо отметить, что всего на территории района в семьях опекунов (попечителей) приемных родителей проживает 146 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
За последние 4 года общее количество детей –сирот, проживающих на территории района увеличилось на 30 человек, за счет социальных сирот. Одна из основных причин лишения родительских прав это уклонение родителей от содержания и воспитания детей, жестокое обращение с детьми. За последние 4 года родители 123 несовершеннолетних лишены или ограничены в родительских правах. С целью осуществление контроля за условиями жизни и воспитания детей, находящихся под опекой (попечительством) и в приемных семьях отделом опеки и попечительства систематически проводятся проверки условий воспитания, содержания и обучения детей, оставшихся без попечения родителей. Посещены все семьи, подготовлены акты обследования.
Сейчас государством большое внимание уделяется вопросам опеки и попечительства. За три года расходы на содержание детей увеличились на 243 тысячи рублей, на оплату труда приемных родителей на 767 тысяч рублей и составили соответственно-8,2 млн. и 2,7 млн. рублей. Для детей- сирот выделено для приобретения жилья- в 2010году- 2,0млн. рублей (приобретено-5 квартир).
В администрации района работает ряд комиссий , наделенные полномочиями согласно федеральному и областному законодательству- антитеррористическая комиссия, по профилактике правонарушений, по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций , ГО и пожарной безопасности, антинаркотическая, по безопасности дорожного движения, создаются временные комиссии для решения оперативных вопросов работы администрации района по полномочиям. Комиссии работают планово, как правило, их возглавляют заместители главы администрации.
Работа с Правительством НСО, посещение Губернатором области района, программы оказания помощи району. В администрации Каргатского района установлены тесные деловые контакты со всеми министерствами и департаментами Правительства Новосибирской области. Представители Правительства НСО постоянно работают по своим направлениям с нашими специалистами. Итогом такой работы является движение вперед по проблемам района. Итогом рабочей поездки по району Губернатора Новосибирской области В.А.Юрченко в сентябре прошлого года и отчета главы Каргатского района на заседании Правительства НСО стало принятие губернатором перечня поручений, в которых предусмотрено: провести обоснование с заинтересованными лицами(оно уже проведено, поручения находятся в работе) по включению в долгосрочные и среднесрочные программы- реконструкцию больничного городка в г.Каргате, строительство спорткомплекса в г.Каргате, детского сада в с.Первотроицк, проектирование детсада в г.Каргате, строительство водозаборных скважин, реконструкцию коллектора, ремонту автодорог и др.
В 2011 году и среднесрочной перспективе нам вместе предстоит работать над следующими главными проблемами:
-сокращение численности населения района и уменьшение доли трудоспособного населения;
-дефицит квалифицированных рабочих кадров и специалистов в сферах здравоохранения, сельского хозяйства, -культуры. отсутствие жилья;
-рост очередности в детские сады;
-наличие ветхих помещений в сфере здравоохранения и недостаточная оснащенность современным оборудованием;
-недостаточная обеспеченность населения физкультурно-спортивными сооружениями;
-недофинансирование учреждений культуры на приобретение и капитальный ремонт;
-наличие ветхого жилищного фонда;
-низкое качество питьевой воды и вопросы утилизации и хранения отходов.
-одной из наиболее острых проблем, является снижение показателей в сфере сельскохозяйственного производства и -недостаточность развитая сфера переработки.
В завершении отчета хотелось сказать о том, что нерешенных, долгосрочных и среднесрочных задач у нас очень много, их не решить за год или два. Предстоит совместная трудная работа, но она стоит наших споров, дискуссий, порой непонимания, иногда просто борьбы разных подходов, взглядов, она стоит этого потому, что итогом наших совместных усилий должно стать развитие района, рост благосостояния наших граждан. В спорах рождается истина. И пусть это звучит несколько высокопарно, но это верно. Спасибо.